Тема: Эколого-правовой статус человека
1. Понятие
и общая характеристика эколого-правового статуса человека.
2. Экологические
права и обязанности общественных
организаций экологической направленности.
3. Юридические
гарантии и защита экологических прав граждан.
Эколого-
правовой статус человека – это совокупность экологических прав и обязанностей
человека.
Экологические
права – признанные и закрепленные в законодательстве права индивида,
обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при
взаимодействии с природой.
По уровню
правового регулирования данные права подразделяются на основные и иные права в
области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В
Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также
международно-правовыми документами по правам человека,
кᴏᴛᴏᴩые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие со ст. 15 Конституции
РФ являются составной частью правовой системы России. К
международным документам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, в частности, Всеобщая декларация прав
человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и
основных ϲʙᴏбод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так, к основным (конституционным) правам относят право частной
собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой
разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также правокаждого
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав
дается в гл. 2 Конституции РФ.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные
экологические права относятся к категории неотчуждаемых,
естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция
подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Стоит
заметить, что они будут правами субъективными и естественными, поскольку
природа наделяет ими человека в момент рождения.
К категории иных экологических прав человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся права
в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах
и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в
статье 11 закрепляет следующие экологические права граждан:
1. право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от
негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью,
чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. право создавать общественные
объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие
деятельность в области ООС;
- направлять обращения в органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации,
должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о
состоянии ОС в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями,
референдумах по вопросам ООС и в иных не противоречащих законодательству
Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении
общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в
установленном порядке;
- оказывать содействие органам
государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти
субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов ООС;
- обращаться в органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации,
органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и
предложениями по вопросам, касающимся ООС, негативного воздействия на ОС, и получать
своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении
вреда ОС;
- осуществлять другие предусмотренные
законодательством права.
Нормы, определяющие содержание
эколого-правового статуса человека, содержатся также
в природресурсном законодательстве.
В ст. 40 Земельного кодекса РФ закреплены
права собственников земельных участков на их использование:
1. Собственник земельного участка имеет
право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся
на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные
подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством
Российской Федерации; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и
иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением
земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований
градостроительных регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3)
проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные,
осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы,
строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными
законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными
специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование
земельного участка, предусмотренные законодательством.
2. Собственник земельного участка
имеет право собственности на: 1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур,
полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за
исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное
(бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо
безвозмездное срочное пользование; 2) расположенные на земельном участке
многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом
РФ.
В п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об
охране атмосферного воздуха" закреплены права граждан в области охраны
атмосферного воздуха на:
- информацию о состоянии атмосферного
воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного
воздуха и вредного физического воздействия на него;
- участие в проведении мероприятий по
охране атмосферного воздуха и их финансирование;
- участие в обсуждении вопросов о
намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное
воздействие на качество атмосферного воздуха;
- обсуждение программ охраны атмосферного
воздуха и внесение в них предложений об улучшении его качества.
Иные экологические нормы, характеризующие
статус человека, закреплены и в других законах. Так, в ст. 7 Федерального
закона "О защите прав потребителей" установлено право потребителя на
безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья и окружающей среды.
Обязанности в сфере природопользования и
охраны окружающей среды.
Экологические обязанности представляют собой предусмотренную
законом меру должного поведения при взаимодействии с окружающей средой.
К обязанностям относится
надлежащее исполнение природоохранных требований, в том числе по обеспечению
экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с
ООС.
Такие обязанности можно разделить на три
группы:
1) основные (конституционные) обязанности
человека - сохранять природу и ОС, бережно относится к природным богатствам
(ст. 58 Конституции);
2) экологические обязанности граждан как
общих природопользователей (п. 3 ст. 11 Закона об ООС):
- сохранять природу и ОС;
- бережно относиться к природе и природным
богатствам;
- соблюдать иные требования
законодательства;
3) обязанности граждан по отношению к
пользованию отдельными природными ресурсами.
2. Экологические
права и обязанности общественных
организаций экологической направленности.
Общественное объединение - добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных
в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) (ст. 5 ФЗ РФ «Об
общественных объединениях» от 19.05. 1995 г.). Общественные
объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых
форм: общественная организация общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» Общественные
объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность
в области охраны окружающей среды, в том числе:
разрабатывать,
пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области
охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области
охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к
осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать
деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов,
обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации,
органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование,
сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в
соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить
предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об
обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении
своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах
по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности,
создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных
решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую
среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и
предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного
воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные
ответы;
организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам
проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых
может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу
граждан;
организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую
экспертизу;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной
экологической экспертизы;
подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении,
строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная
деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду,
об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной
деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об
ООС» установлена обязанность общественных объединений и некоммерческих
организаций соблюдать экологическое законодательство при осуществлении
деятельности в области охраны окружающей среды.
3.
Юридические гарантии и
защита экологических прав граждан.
Гарантии экологических прав человека
- это система государственных и общественных (в том числе международных) организационно-правовых
мер, обеспечивающих реализацию законных прав человека в процессе взаимодействия
его с природой.
Конституция РФ
предусматривает систему юридических гарантий экологических прав граждан. К
системе таких гарантий относятся следующие процедуры:
- судебная защита прав и
свобод;
- право обжалования в суд
решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
- право на получение
квалифицированной юридической помощи;
- право на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием)
органов государственной власти или их должностными лицами;
- право обращения в
межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты.
Наличие таких процедур
защиты прав граждан является необходимым
условием реализации декларированных Конституцией РФ
экологических прав.
Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и
прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты
экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных
институтов или государственную защиту.
Существуют две формы защиты экологических
прав: административно-правовой порядок защиты экологических прав и
судебная защита экологических прав.
К средствам административно-правового порядка защиты экологических прав
относятся:
- административный
контроль в рамках исполнительной власти, в том числе президентский контроль и
деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- прокурорский надзор;
- контроль
представительными органами власти;
- организация приема и рассмотрения жалоб
в исполнительные органы власти;
- судебный контроль
за деятельностью органов исполнительной власти в рамках административной
юстиции.
Судебную защиту
экологических прав осуществляют: суды общей юрисдикции; арбитражные суды;
мировые суды; Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов
РФ; Европейский суд по правам человека; Международный экологический суд.
Наиболее эффективной следует признать процедуру
защиты экологических прав граждан в судебном порядке.
Защита
экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ
Важная
роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному
Суду РФ. В связи с закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную
окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия
российских законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров
Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы
человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны соответствовать не
только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею должны
быть приведены все действующие акты.
Конституционный Суд РФ
осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по
собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный
Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна
пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы,
Правительство, Верховный Суд и Арбитражный Суд, органы законодательной и
исполнительной власти субъектов Федерации.
Что
касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она
допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к
совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной
власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды
и законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного
ведения.
Признание по итогам рассмотрения дела
нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного
акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установленном
порядке положений других нормативных актов, основанных на акте (договоре,
положении), признанном неконституционным.
Конституцией РФ предусмотрена также
возможность проверки конституционности законов по запросам судов. При
рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии
Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном
деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке
конституционности закона. С момента вынесения решения суда об обращении в
Конституционный Суд и впредь до принятия постановления этого суда производство
по делу или исполнение вынесенного судом решения в соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ
приостанавливается.
При
обращении в Конституционный Суд должны быть, в частности, указаны конкретные
основания для обращения, определенные ст. 36 Закона о Конституционном Суде РФ; позиция
заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на
соответствующие нормы Конституции РФ; требование, обращенное в связи с
запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду.
Наряду
с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав
граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на
конституционную жалобу. В соответствии с Законом "О Конституционном Суде
Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд с
индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и
свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным
или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким
правом обладают также иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96).
Жалоба
на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон
затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон
применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого
завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Наряду
с другими документами, к жалобе прилагается копия официального документа,
подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при
разрешении конкретного дела. При этом Закон "О Конституционном Суде Российской
Федерации" вменяет в обязанность должностного лица или органа,
рассматривающего дело, выдать заявителю копию такого документа по его
требованию.
Приняв
к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод,
Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий
дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление
не влечет приостановления производства по делу, хотя оно может быть
приостановлено по воле суда или органа.
Закон
о Конституционном Суде РФ (ст. 86) устанавливает широкие пределы проверки
конституционности оспариваемого закона, как и в случае рассмотрения дел о
конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров
между ними.
По итогам рассмотрения
жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно
из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений
соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо
отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими
возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным
органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не
соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим
органом в обычном порядке.
Конституционный Суд РФ
неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности законодательных
актов с точки зрения их соответствия экологическим правам. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта
1996 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1
Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на
производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в
реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова, установлено
противоречие данного Закона положению ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на
благоприятную окружающую среду. Постановлением Конституционного Суда РФ от 1
декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных
положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС", названный Закон признан противоречащим Конституции РФ в
части регулирования экогенного вреда.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД
В практической деятельности мирового сообщества
возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В
этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана
"камера по экологическим вопросам".
По инициативе группы юристов на учредительной
конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный
суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд)
<149>. Он является неправительственной организацией. Первый состав судей
включает 29 юристов-экологов из 24 стран.
Деятельность Международного экологического суда
регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные
споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах:
а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе
юридического анализа конкретной ситуации; б) путем примирения спорящих сторон
на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает
обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого
добровольно на взаимной основе; в) путем проведения полноценного
судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения,
которое стороны заранее признают для себя обязательным.
Рассмотрение споров в Международном экологическом
суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об
обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения
дела.
Круг лиц, которые могут обращаться в Международный
экологический суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные
организации, государственные органы, включая правительства.
Международный экологический суд может рассматривать
широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением
окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда;
недопущением, приостановлением или вовсе прекращением экологически вредной
деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны
разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых
других - споры о защите экологических прав граждан.
Рассмотрение дел в Международном экологическом суде
основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве
сторон, на прецедентах.
Материал изучен) 4к ПИЮ Хизриева Заира
ОтветитьУдалить