Тема 1. Понятие и предмет экологического права. Источники экологического права
1. Проблемы взаимодействия общества и природы. 2. Экологический кризис: причины и пути выхода из него. 3. Понятие, предмет и методы экологического права.2. Принципы экологического права.3. Система экологического права.4. Понятие, особенности и виды источников экологического права.5. Экологическое законодательство РД. Контрольные вопросы: 1. Общая характеристика экологических проблем в мире? 2. Назовите причины экологического кризиса? 3. Назовите основные экологические проблемы в Республике Дагестан? 4. Основные пути решения экологических проблем? 5. Что понимается под экологическим правом как отраслью российского права? 6. Экологическое право как учебная дисциплина и как наука? 7. Какова система экологического права? 8. Какие вопросы регулирует общая часть экологического права? 9. Какие вопросы регулирует особенная часть экологического права? 10. Каковы принципы экологического законодательства? 11. Раскройте сущность такого принципа экологического права как презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности? 12. Назовите классификацию источников экологического права?13. Каково соотношение экологического законодательства Российской Федерации и ее субъектов?14. Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды»?15. Указы Президента Российской Федерации как источники экологического права?16. Нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств в системе источников экологического права?17. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений?18. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей природной среды?19. Международно-правовые акты как источники экологического права?
Задача № 1
Региональным правительством было отменено положение Красной книги Российской Федерации о запрете на сбор подснежников в связи с большой распространенностью данных растений на территории региона.
Прокурор области обратился в суд о признании постановления регионального правительства незаконным. В своем отзыве правительство субъекта указало, что вопросы охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов, и что Красная книга Российской Федерации – не нормативный акт.
Какое решение должен принять суд по данному делу? Является ли источником экологического права Красная книга?
Задача № 2 Сельскохозяйственное предприятие в близлежащем озере разводило рыбу, которую частично использовало для общественного питания в столовой предприятия, а частично продавало через торговую сеть. Группа горожан-рыболовов организовала лов рыбы в этом озере. Директор предприятия запретил им это, пояснив, что рыба в озере является собственностью предприятия. Рыболовы, считая, что они вправе ловить рыбу разрешенными орудиями в любом водоеме, продолжали лов рыбы. Относится ли разводимая предприятием в озере рыба к объектам природы? Каким законодательством регулируются отношения, возникшие в связи с ловом рыбы в указанном озере? Задача № 3 Ранее судимый житель г. Буйнакск в ночь на 9 августа 2011 г. поссорившись с женой в игровом клубе «Портал» вышел на улицу Ярагского г. Махачкалы и выместил злость на молодых деревьях, уничтожив до степени прекращения роста 29 деревьев (лип). Тем самым его действиями был причинен ущерб ГУПП «Дагзеленстрой», на балансе которого находились зеленые насаждения, на сумму около 4 млн. рублей. Определите, объектами каких отношений (экологических или гражданских) является озеленительная растительность населенных пунктов. Задача № 4 В канун новогодних праздников сотрудниками правоохранительных органов были задержаны граждане со срубленными молодыми елями без документов об их покупке. В ходе выяснения обстоятельств приобретения елей один из задержанных пояснил, что срубил деревце возле заброшенного дома в деревне по дороге в город, второй якобы приобрел ель у неизвестного лица на вокзале, когда выходил из электрички, третий вырастил ель у себя возле частного дома и нес ее к дочери на праздник, а четвертый гражданин срубил ель в городском дендрарии, где он же ее и посадил восемь лет назад, когда там работал. Имеются ли в действиях кого-либо из этих граждан признаки посягательства на объекты экологического права?
Нормативные правовые акты и литература:
I
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.
2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.133.
3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. ст. 4147.
4. Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СЗ РФ.05.06.2006. N 23. ст. 2381.
5. Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 11.12.2006. N 50. ст. 5278.
6. О недрах: Федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 // СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. ст. 823.
7. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
8. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
9. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
10. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)//СПС «КонсультантПлюс».
II
Нормативные правовые акты Республики Дагестан
1. Конституция Республики Дагестан от 26.07.2003 // СЗ РД. 31.07.2003. N 7. ст. 503.
2. О земле: Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №45// СЗ РД. 31.12.2003. N 12. ст. 924.
3. О недрах: Закон Республики Дагестан от 13.03.2015 N 24 // Дагестанская правда, N 118-119, 17.03.2015.
4. О горных территориях Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 16.12.2010 №72 // СЗ РД. 31.12.2010. N 24. ст. 1205.
5. Об охране зеленых насаждений: Закон Республики Дагестан от 08.06.2010 №28 // СЗ РД. 15.06.2010. N 11. ст. 519.
6. О регулировании лесных отношений на территории Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 11.03.2008 №10// СЗ РД. 14.03.2008. №5. Ст.139.
7. О градостроительной деятельности Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 05.05.2006 №26 // СЗ РД. 31.05.2006. №5. Ст.279.
8. Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 г. № 107 //Дагестанская правда. № 448-469 от 31.12.2013.
9. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Дагестан от 27.02.1992 // Дагестанская правда. № 58. 19.03.1992.
10. Об охране и использовании объектов животного мира в Республике Дагестан от 29.11.2007 № 59// СЗ РД. 30.11.2007. № 18. Ст.847.
Учебная литература
1. Боголюбов С. А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 482 с.
2. Бринчук. М. М. Экологическое право. Издательство: МОДЭК, МПСИ 2014 г. С. 624.
3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник / Б. В. Ерофеев. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 400 с.
4. Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. - 3-e изд., пересмотр. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2014. - 624 с.
Задача № 1
Региональным правительством было отменено положение Красной книги Российской Федерации о запрете на сбор подснежников в связи с большой распространенностью данных растений на территории региона.
Прокурор области обратился в суд о признании постановления регионального правительства незаконным. В своем отзыве правительство субъекта указало, что вопросы охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов, и что Красная книга Российской Федерации – не нормативный акт.
Какое решение должен принять суд по данному делу? Является ли источником экологического права Красная книга?
Нормативные правовые акты и литература:
I
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.
2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.133.
3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. ст. 4147.
4. Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СЗ РФ.05.06.2006. N 23. ст. 2381.
5. Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 11.12.2006. N 50. ст. 5278.
6. О недрах: Федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 // СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. ст. 823.
7. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
8. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
9. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
10. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)//СПС «КонсультантПлюс».
II
Нормативные правовые акты Республики Дагестан
1. Конституция Республики Дагестан от 26.07.2003 // СЗ РД. 31.07.2003. N 7. ст. 503.
2. О земле: Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №45// СЗ РД. 31.12.2003. N 12. ст. 924.
3. О недрах: Закон Республики Дагестан от 13.03.2015 N 24 // Дагестанская правда, N 118-119, 17.03.2015.
4. О горных территориях Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 16.12.2010 №72 // СЗ РД. 31.12.2010. N 24. ст. 1205.
5. Об охране зеленых насаждений: Закон Республики Дагестан от 08.06.2010 №28 // СЗ РД. 15.06.2010. N 11. ст. 519.
6. О регулировании лесных отношений на территории Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 11.03.2008 №10// СЗ РД. 14.03.2008. №5. Ст.139.
7. О градостроительной деятельности Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 05.05.2006 №26 // СЗ РД. 31.05.2006. №5. Ст.279.
8. Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 г. № 107 //Дагестанская правда. № 448-469 от 31.12.2013.
9. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Дагестан от 27.02.1992 // Дагестанская правда. № 58. 19.03.1992.
10. Об охране и использовании объектов животного мира в Республике Дагестан от 29.11.2007 № 59// СЗ РД. 30.11.2007. № 18. Ст.847.
Учебная литература
1. Боголюбов С. А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 482 с.
2. Бринчук. М. М. Экологическое право. Издательство: МОДЭК, МПСИ 2014 г. С. 624.
3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник / Б. В. Ерофеев. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 400 с.
4. Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. - 3-e изд., пересмотр. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2014. - 624 с.
Научные источники
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
КАК КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
В.Н. ХАРЬКОВ
На основании анализа норм Конституции России и решений Конституционного Суда Российской Федерации в статье рассмотрены конституционные основы обеспечения экологической безопасности в интересах настоящих и будущих поколений народов Российской Федерации. С позиций норм Основного Закона определена значимость концепции устойчивого развития для обеспечения и поддержания экологической безопасности, а также экологического развития страны в целом.
Ключевые слова: конституционные основы охраны окружающей среды и природопользования, обеспечение экологической безопасности, концепция устойчивого развития, экологическая политика Российской Федерации.
Environmental Security and Stable Development as Constitutional Principles of the Environmental Policy of the Russian Federation
V.N. Kharkov
Kharkov Vladimir N., Senior Lecturer of the Department of Civil and Land Law of the Tula State University, PhD (Law), Associate Professor.
Based on the analysis of the norms of the Constitution of Russia and the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation, the article considers the constitutional foundations of environmental safety in the interests of present and future generations of the peoples of the Russian Federation. From the standpoint of the norms of the Basic Law the importance of the concept of sustainable development to ensure and maintain environmental safety, as well as environmental development of the country as a whole.
Key words: constitutional bases of environmental protection and environmental management, ensuring environmental safety, concept of sustainable development, environmental policy of the Russian Federation.
Уже более четверти века прошло с того момента, как Конституция Российской Федерации <1> определила значимость охраны окружающей среды и направления деятельности государства в сфере экологического развития страны на длительную перспективу. Конституционные принципы экологического развития совместно с другими направлениями социально-экономического, политического развития закреплены в гл. 1 Основного Закона, именуются основами конституционного строя и должны рассматриваться в качестве стратегических целей развития страны.
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 декабря.
Фундаментальные принципы экологического развития страны, иными словами - государственной экологической политики, закреплены в ч. 1 ст. 9 Конституции России, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В научной литературе по-прежнему большое внимание уделяется толкованию ст. 9, а также ст. ст. 36, 42, 58 Конституции России, однако процесс определения конституционно-правового смысла положений указанных и других статей невозможен без учета соответствующих решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Среди важнейших правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом в сфере правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования, на наш взгляд, наиболее значимым следует признать Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" <2>, в котором содержится определение конституционно-правового режима природных ресурсов как публичного (общенародного) достояния многонационального народа России <3>.
--------------------------------
<2> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 429.
<3> Природные ресурсы определялись как достояние всенародного значения в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
Определение статуса природных ресурсов как общенародного (публичного) достояния позволяет в контексте содержания преамбулы Конституции России расширить субъектный состав экологических отношений посредством включения экологических интересов будущих поколений граждан Российской Федерации в сферу защиты действующим экологическим законодательством. Отражение и развитие в современной практике правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования указанного статуса природных ресурсов позволит гарантировать сохранение природоресурсного потенциала страны на длительную перспективу и тем самым обеспечит право на благоприятную окружающую среду настоящим и будущим поколениям граждан России <4>.
--------------------------------
<4> См. подробнее: Харьков В.Н. Основы земельного права: Учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 49 - 82.
При этом определение национальных приоритетов экологического развития России, постановка и решение текущих задач охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности не может осуществляться без учета глобального значения природоресурсного потенциала страны и вне международно-правового регулирования охраны окружающей среды.
На необходимость согласования государственной экологической политики с базовыми международно-правовыми актами по окружающей среде <5> указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг" <6>, где отмечено, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы России является, в частности, Конвенция о биологическом разнообразии <7>.
--------------------------------
<5> См. подробнее о необходимости определения соотношения международных актов с нормами национального экологического законодательства: Голиченков А.К., Исполинов А.С., Кадышева О.В. Экологическая составляющая соглашений Всемирной торговой организации // Экологическое право. 2014. N 1. С. 30 - 37.
<6> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг" // СЗ РФ. 2018. N 15. Ст. 2238.
<7> См.: Конвенция о биологическом разнообразии: заключена в г. Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.
Ни в коей мере не преувеличивая значение "отказных" актов Конституционного Суда, тем не менее следует обратить внимание на Определение "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" <8>, в котором отмечается взаимосвязь Основного Закона с положениями концепции устойчивого развития. В частности, в Определении со ссылкой на ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации указано, что провозглашенному в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. принципу о рассмотрении экологических вопросов наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне и праве на доступ к информации, касающейся окружающей среды (принцип 10), соответствует закрепленное ст. 42 Конституции России право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
--------------------------------
<8> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1421-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" // ВКС РФ. 2011. N 2.
Кроме того, в указанном Определении Конституционный Суд, анализируя механизм реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, принимает во внимание подписанную, но не ратифицированную Российской Федерацией Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте <9>, а также ссылается на не подписанную Россией Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды <10>.
--------------------------------
<9> См.: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте: заключена в г. Эспо 25 февраля 1991 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 199 - 207.
<10> См.: Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, заключена в г. Орхусе 25 июня 1998 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Не умаляя суверенных прав в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды <11>, тем не менее в силу универсального значения положений ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которые относятся к основам конституционного строя, составной частью правовой системы России должны рассматриваться и другие международно-правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций в сфере обеспечения экологических интересов всего населения Земли и призванные объединить усилия всех государств в решении глобальной задачи сбережения природы и окружающей среды в качестве основного условия сохранения человечества.
--------------------------------
<11> См. подробнее: Боголюбов С.А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 141 - 152.
В ряду таких документов следует отметить: Декларацию Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию <12>; Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций <13>; Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию 2002 г. <14>; итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию "Будущее, которое мы хотим" <15> и др.
--------------------------------
<12> См.: Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию: принята в г. Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 135 - 138.
<13> См.: Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций: принята в г. Нью-Йорке 8 сентября 2000 г. Резолюцией 55/2 на 8-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС "КонсультантПлюс".
<14> См.: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию: принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа - 4 сентября 2002 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения: 23.04.2019).
<15> См.: Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию "Будущее, которое мы хотим": принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 27 июля 2012 г. N 66/288. URL: https://undocs.org/ru/a/66/l.56 (дата обращения: 23.04.2019).
Все эти документы объединяет признание принципов устойчивого развития стратегическим направлением развития человечества. Следует отметить, что становление экологической политики России в "фарватере" стратегии устойчивого развития было определено Указом Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" <16>.
--------------------------------
<16> См.: Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" // САПП РФ. 1994. N 6. Ст. 436. Утратил силу. См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
В дальнейшем в одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации Экологической доктрине <17> также была ссылка на рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. и последующие международные акты по вопросам устойчивого развития. 30 апреля 2012 г. Президентом России были утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. <18>, где также говорилось о целях устойчивого развития как одном из принципов реализации Основ.
--------------------------------
<17> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
<18> См.: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Следует отметить, что в первоначальной редакции Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 гг. <19> были ссылки на Экологическую доктрину Российской Федерации 2002 г. и Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г. как документы, определяющие приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
--------------------------------
<19> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2552-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 71. Утратило силу. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть 3). Ст. 2171.
Такой подход был подтвержден и Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию" <20>, где в качестве правовых основ внешнеполитической деятельности государства наряду с Конституцией России и иными нормативно-правовыми актами указаны Декларация тысячелетия ООН, итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию "Будущее, которое мы хотим" и другие международные акты.
--------------------------------
<20> См.: Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию" // СЗ РФ. 2014. N 17. Ст. 2036.
Однако в том же 2014 г. в российской экологической политике наметилась, на наш взгляд, негативная тенденция понижения уровня стратегических целей экологического развития с глобально значимых принципов устойчивого развития, определенных "Декларацией Рио" от 14 июня 1992 г. и другими актами ООН, до масштабов национального уровня целей обеспечения экологической безопасности.
Так, Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" уже не содержит указания на принципы устойчивого развития как цели экологического развития Российской Федерации и не называет Экологическую доктрину Российской Федерации 2002 г. документом, определяющим содержание экологической политики Российской Федерации на перспективу, однако в новой редакции программы имеется отсылка к Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г.
Справедливости ради надо сказать, что Указом Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <21> словосочетание "устойчивое развитие" достаточно часто упоминается, однако большей частью вне эколого-правового контекста: например, как характеристика стабильного развития стратегических отраслей экономики, устойчивости макроэкономической ситуации, устойчивости системы обязательного медицинского страхования и других значимых направлений социально-экономического развития. Именно этим Указом как базовым документом стратегического планирования и было определено в качестве главного направления экологического развития страны обеспечение экологической безопасности, а также рациональное природопользование, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики страны.
--------------------------------
<21> См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть 2). Ст. 212.
Обращает на себя внимание, что конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в этом Указе не упоминается, а термин "благоприятная" используется применительно к характеристике создания благоприятной деловой среды как создание благоприятных условий для научной деятельности и др.
Аналогичный подход нашел отражение и в Указе Президента Российской Федерации "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", которым, в частности, был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Таким образом, Российская Федерация с глобально значимой стратегии устойчивого развития "переключилась" преимущественно на национальный уровень обеспечения экологической безопасности <22>.
--------------------------------
<22> Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" следует считать фактически утратившим силу вследствие принятия приведенных выше указов Президента России в области экологического развития страны.
Однако такой переход, как отмечалось выше, в силу указанных положений Основного Закона и правовых позиций Конституционного Суда не может быть признан основанным на Конституции России. Признание экологической безопасности составной частью национальной безопасности совсем не означает возможности ее достижения в современных условиях только национальными средствами. Бесспорное признание важнейшего значения природных систем Российской Федерации для разрешения современных экологических проблем требует учета не только региональных, но и глобальных особенностей взаимодействия человека и природы, что особенно видно на примере климатических изменений.
Поскольку достижение целей устойчивого развития, включая рациональное использование и охрану природных ресурсов, является в том числе и средством обеспечения экологической безопасности, достижение экологической безопасности невозможно без решения более широких задач охраны окружающей среды. Поэтому, принимая во внимание конституционное регулирование охраны окружающей среды, где обеспечение экологической безопасности представляет собой исполнение прежде всего публично-правовыми образованиями конституционных обязанностей и является составным элементом общей международной и российской природоохранной политики, направленной на сбережение природы и окружающей среды в качестве главного условия сохранения человечества, исключительно и только действуя системно и последовательно в рамках реализации концепции устойчивого развития, единственно возможно достичь целей обеспечения и поддержания экологической безопасности на национальном уровне.
Литература
1. Боголюбов С.А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы / С.А. Боголюбов // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 141 - 152.
2. Голиченков А.К. Экологическая составляющая соглашений Всемирной торговой организации / А.К. Голиченков, А.С. Исполинов, О.В. Кадышева // Экологическое право. 2014. N 1. С. 30 - 37.
3. Харьков В.Н. Основы земельного права: Учебное пособие / В.Н. Харьков. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 130 с.
------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий