Тема 1. Экологическое право как отрасль российского права
Нормативные
правовые акты и литература:
I
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N
2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.
2.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10
января 2002 года N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N
2. Ст.133.
3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N
136-ФЗ // СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. ст. 4147.
4. Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СЗ
РФ.05.06.2006. N 23. ст. 2381.
5. Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 11.12.2006. N 50. ст. 5278.
6.
О недрах: Федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. N
2395-1 // СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. ст.
823.
7.
Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный
закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ // СЗ РФ.
1995. N 12. Ст. 1024.
8.
О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N
52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
9.
Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4
мая 1999 г. N 96-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
10. Основы государственной политики в области экологического
развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ
30.04.2012)//СПС «КонсультантПлюс».
II
Нормативные правовые акты
Республики Дагестан
1. Конституция Республики
Дагестан от 26.07.2003 // СЗ РД. 31.07.2003. N 7. ст. 503.
2. О земле: Закон Республики
Дагестан от 29.12.2003 №45// СЗ РД. 31.12.2003. N 12. ст. 924.
3. О недрах: Закон Республики
Дагестан от 13.03.2015 N 24 // Дагестанская
правда, N 118-119, 17.03.2015.
4. О горных территориях Республики
Дагестан: Закон Республики Дагестан от 16.12.2010 №72 // СЗ РД. 31.12.2010. N 24. ст. 1205.
5.
Об охране зеленых насаждений: Закон Республики Дагестан
от 08.06.2010 №28 // СЗ РД. 15.06.2010.
N 11. ст. 519.
6.
О регулировании лесных
отношений на территории Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от
11.03.2008 №10// СЗ РД. 14.03.2008. №5. Ст.139.
7.
О градостроительной
деятельности Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 05.05.2006 №26
// СЗ РД. 31.05.2006. №5. Ст.279.
8.
Об экологическом образовании,
просвещении и формировании экологической культуры населения Республики
Дагестан: Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 г. № 107 //Дагестанская
правда. № 448-469 от 31.12.2013.
9.
Об особо охраняемых
природных территориях: Закон Республики Дагестан от 27.02.1992 //
Дагестанская правда. № 58. 19.03.1992.
10.
Об охране и
использовании объектов животного мира в Республике Дагестан от 29.11.2007 №
59// СЗ РД. 30.11.2007. № 18. Ст.847.
НАУЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Г.Ф. РУЧКИНА, О.В. МЕРКУШОВА
Ручкина Гульнара Флюровна, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Financial University, доктор юридических наук, профессор.
Меркушова Олеся Валерьевна, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Financial University, кандидат юридических наук.
Современный экологический кризис предопределяет необходимость создания оптимального комплексного правового механизма регулирования экологических проблем на всех стадиях природопользования, включающих сочетание рационального использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологический кризис, окружающая среда, рациональное использование природных ресурсов, стихийные бедствия, экологическая политика.
Legal approaches to solution of contemporary environmental crisis issues
G.F. Ruchkina, O.V. Merkushova
Ruchkina Gulnara F., Head of the Department of Legal Regulation of Economic Operations of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.
Merkushova Olesya V., Assistant Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Operations of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.
The current ecological crisis predetermines the need for an optimal integrated legal regulation mechanism at all stages of environmental management, including a combination of rational use of natural resources, environmental protection and environmental safety.
Key words: environmental safety, ecological crisis, environment, rational use of natural resources, natural disasters, environmental policy.
Одной из главных угроз человечества в 2017 г. эксперты Всемирного экономического форума в Давосе <1> назвали экологические проблемы, решение которых сегодня не только важно для обеспечения устойчивого развития общества, но и необходимо для самого выживания человечества. Экологические риски (риски, связанные с окружающей средой) вышли на первый план - экологические катастрофы, экстремальные погодные явления и масштабные стихийные бедствия, а также неспособность человечества справиться с климатическими изменениями.
--------------------------------
<1> The Global Risks Report 2017. 12th ed. URL: http://www3.weforum.org/docs/GRR17_Report_web.pdf (дата обращения: 12.05.2017).
Глобальные экологические риски 2017 г. <*>
--------------------------------
<*> Глобальный риск - неопределенное событие или условие, которое, если оно произойдет, может нанести существенный негативный эффект для нескольких стран или отраслей в течение следующих 10 лет. См. подр.: The Global Risks Report 2017...
Экологические риски
Описание
Экстремальные погодные явления (например, наводнения, штормы и т.д.)
Значительный материальный ущерб, ущерб, причиненный инфраструктуре, и/или экологический ущерб, а также человеческие жертвы, вызванные экстремальными погодными явлениями
Несостоятельность мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему
Неспособность как государств, так и представителей бизнеса обеспечивать соблюдение или принятие эффективных мер для смягчения последствий изменения климата, защиты населения и оказания помощи предприятиям, затронутым изменением климата, для адаптации
Значительная утрата биоразнообразия и разрушение экосистемы (как наземных, так и прибрежных/морских)
Необратимые последствия для окружающей среды, приводящие к значительному истощению ресурсов, необходимых как для человечества в целом, так и для промышленности в частности
Крупномасштабные стихийные бедствия (например, землетрясение, цунами, извержение вулканов, геомагнитные бури)
Значительный материальный ущерб, ущерб, причиненный инфраструктуре, и/или экологический ущерб, а также человеческие жертвы, вызванные геофизическими катаклизмами, такими как землетрясения, вулканическая активность, оползни, цунами или геомагнитные бури
Техногенный ущерб окружающей среде и катастрофы (например, разливы нефти, радиоактивные загрязнения и т.д.)
Неспособность предотвратить причинение серьезного антропогенного ущерба, стихийные бедствия, а также экологические преступления, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью людей, инфраструктуре, имуществу, экономической деятельности и окружающей среде
Количество природных стихийных катаклизмов растет <2>. Так, Институт по окружающей среде и безопасности человека при Университете ООН (UNU-EHS) опубликовал отчет относительно мировых рисков и последствий возможных стихийных бедствий в 2016 г. <3>. Индекс мировых рисков (WorldRiskindex 2016), рассчитанный Институтом пространственного и регионального планирования в Штутгарте (IREUS) и являющийся неотъемлемой частью указанного отчета, оценивает 171 страну в соответствии с их потенциальной опасностью стать жертвой катастрофы в результате стихийных бедствий, таких как наводнения, циклоны или землетрясения. Вероятность оказаться в роли пострадавшей страны существует у каждого государства <4>.
--------------------------------
<2> Если в период с 1980 по 1982 год число стихийных бедствий в мире приближалось к 400, а убытки достигали 50 млрд долларов, то за период с 2013 по 2015 год количество катастроф увеличилось более чем в два раза - около 900, а общий ущерб вырос в 6 раз и составил практически 300 млрд долларов (см. подр.: URL: https://ehs.unu.edu/blog/articles/world-risk-report-2016-the-importance-of-infrastructure.html). По данным перестраховочной компании Swiss Re, природные и техногенные катастрофы в течение 2016 года привели к финансовым потерям на общую сумму 158 млрд долларов (см. подр.: URL: http://www.swissre.com/media/news_releases/preliminary_sigma_estimates_total_losses_from_disaster_events_rise_to_USD_158_billion_in_2016.html).
<3> World Risk Report 2016: The importance of infrastructure. URL: https://ehs.unu.edu/blog/articles/world-risk-report-2016-the-importance-of-infrastructure.html (дата обращения: 30.05.2017).
<4> WorldRiskindex 2016 показывает, что глобальные горячие точки для высокого риска бедствий находятся в Океании, Юго-Восточной Азии, Центральной Америке и Южном Сахеле. Япония (12,99%) занимает 17 место, Китай (6,39%) - 85, США (3,76%) - 127, Россия (3,58%) - 128, Беларусь (3,11%) - 141, Украина (2,97%) - 146. Из всех государств бывшего Союза наиболее уязвимым признан Узбекистан (8,59%) - 45 место. Наиболее безопасным из 171 страны для жизни признан Катар (0,08%), замыкающий данный список.
Сиюминутное удовлетворение всевозрастающих человеческих потребностей приводит к неконтролируемому использованию и загрязнению природных ресурсов, вредным выбросам (показатели загрязнения атмосферного воздуха превышают допустимые в половине городов мира); колоссальным объемам отходов производства и потребления, растущим из года в год. Только в России за 2016 г. остались непереработанными 200 млн т отходов. Общий объем отходов производства и потребления в настоящее время увеличился до 100 млрд т, занимающих около 4 млн га земли <5>. Без сомнения, данная ситуация является кризисной, так как способствует:
--------------------------------
<5> См. подр.: URL: https://rg.ru/2016/11/25/vladimir-putin-potreboval-likvidirovat-krupnye-zalezhi-musora.html.
- отравлению естественных экологических систем;
- уничтожению почвенного слоя на огромной территории;
- массовым нарушениям права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
В то же время переработка и вторичное использование отходов позволят уменьшить их дальнейшее образование, объемы уже существующих отходов, ускорить решение проблемы загрязнения окружающей среды. Необходимо отметить, что принятие Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ об усовершенствовании системы формирования прозрачного механизма сбора, транспортировки и размещения твердых коммунальных отходов в каждом субъекте Российской Федерации явилось важным событием в охране окружающей среды. Однако перенос даты вступления в силу указанного Федерального закона в части твердых коммунальных отходов с 1 января 2017 г. на 1 января 2019 г. из-за недостатка времени для подготовки субъектов Российской Федерации к переходу на новую систему регулирования и мониторинга обоснованности тарифа на вывоз мусора свидетельствует, что законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом изначально определенного оптимального времени для реализации нововведений, иначе десятилетие мусорного беспорядка перерастет в столетие <6>.
--------------------------------
<6> Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека Российской Федерации за 2016 год. URL: https://rg.ru/2017/05/17/doklad-dok.html (дата обращения: 12.05.2017).
В так называемых горячих экологических точках проживают 17 млн россиян, 74% населения страны подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства <7>.
--------------------------------
<7> См. подр.: URL: http://www.rbc.ru/society/31/08/2016/57c6cafc9a79478339bd3d26; пункт 7 Указа Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
Стоит отметить, что глобальные экологические проблемы, ставшие следствием масштабной индустриализации последнего столетия, не признают государственных границ и затрагивают интересы всех стран, что требует от мирового сообщества как объединения усилий, так и поиска новых комплексных подходов к преодолению экологического кризиса современной цивилизации исходя из консолидации правовых, экономических и управленческих механизмов регулирования.
Создание многочисленных межгосударственных объединений (ЕАЭС, ШОС, БРИКС и др.) имеет наряду с экономическими, политическими, военными задачами также и экологические, призванные уравновешивать мировые, межконтинентальные, национальные экологические противоречия и конфликты, проистекающие из противопоставления экономики и экологии, имеющих один фонетический корень, но находящихся в постоянном антагонизме <8>.
--------------------------------
<8> Боголюбов С.А. Суверенитет России на ее природные ресурсы // Lex russica. 2016. N 6. С. 11.
Необходимо особо отметить, что в течение 2016 г. был достигнут определенный прогресс в решении проблем климата и снижении других экологических рисков, что отражает международную решимость в отношении перехода к низкоуглеродной глобальной экономике и повышение устойчивости к изменению климата. Так, в частности:
- Парижское соглашение об изменении климата <9> вступило в силу 4 ноября 2016 г. <10> (на 22-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC COP22), проходившей в г. Марракеше, страны-участницы поддержали осуществление Парижского соглашения <11>) <12>;
--------------------------------
<9> URL: http://unfccc.int/files/essential_background/convention/application/pdf/russian_paris_agreement.pdf (дата обращения: 12.05.2017).
<10> URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/CN/2016/CN.735.2016-Eng.pdf (дата обращения: 12.05.2017).
<11> Специальный представитель Президента России по вопросам климата изложил позицию Российской Федерации по Парижскому соглашению следующим образом: "Российская Федерация приветствует вступление в силу Парижского соглашения и считает его надежной международно-правовой основой для долгосрочного климатического урегулирования", и "для России мы расцениваем вступление в силу Парижского соглашения как хороший стимул и возможность выйти эволюционным путем на траекторию устойчивого к изменению климата низкоуглеродного развития". Несмотря на это, Россия остается в числе не только тех стран, кто подписал соглашение, но и тех, кто до сих пор его не ратифицировал, обосновывая свою позицию следующим образом: "...мы не рассматриваем отказ от углеводородов в качестве способа снижения выбросов парниковых газов в рамках выполнения взятых на себя обязательств в среднесрочной перспективе. Необходимо искать новые рецепты с учетом текущей и прогнозируемой экономической ситуации, планов социально-экономического развития, учитывать национальные особенности и интересы страны. В частности, представляется важным учитывать роли и потенциал энергосбережения, природного газа, применения инновационных низкоэмиссионных технологий использования угля, метана, создания новых свойств материалов, а также предотвращения выбросов и увеличения стоков в лесной экосистеме нашей страны". См.: URL: http://ecobeing.ru/news/2016/cop22-russia-paris-climate-agreement/ (дата обращения 12.05.2017).
<12> На данный момент Парижское соглашение подписано 195 странами, 147 из которых ратифицировали его. Среди ратифицировавших стран - Китай, США, Индия, Япония, Германия, Бразилия, Канада, Великобритания, Австралия, Индонезия, а также Украина и Беларусь. См.: URL: http://unfccc.int/paris_agreement/items/9444.php (дата обращения 30.05.2017).
- в октябре 2016 г. стороны Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, согласовали важную поправку, которая может помочь избежать дополнительного повышения температуры на 0,5 °C к 2050 г. за счет сокращения использования гидрофторуглеродов, обладающих чрезвычайно высоким потенциалом воздействия на глобальное потепление <13>.
--------------------------------
<13> The Global Risks Report 2017...
Кроме того, по итогам 2016 г. можно констатировать, что переход к низкоуглеродной экономике идет полным ходом, в частности, по данным Bloomberg New Energy Finance <14>, глобальные инвестиции в развитие возобновляемых источников энергии составили 266 млрд долларов США, что более чем в два раза превышает ассигнования на новые угольные и газовые мощности <15>, а Международное энергетическое агентство сообщает, что общая генерирующая мощность возобновляемых источников энергии в настоящее время впервые превосходит угольные электростанции <16>.
--------------------------------
<14> Bloomberg New Energy Finance, BNEF (Bloomberg финансирование новой энергетики) - подразделение американской корпорации Bloomberg, консалтинговая компания, которая предоставляет своим клиентам глубокие аналитические данные об изменениях на глобальном энергетической рынке.
<15> Global Trends in Renewable Energy Investment 2016 / Frankfurt School-UNEP Centre/BNEF 2016. URL: http://fs-unep-centre.org/sites/default/files/publications/globaltrendsinrenewableenergyinvestment2016lowres_0.pdf (дата обращения: 12.05.2017).
<16> URL: https://www.iea.org/newsroom/news/2016/september/world-energy-investment-2016.html (дата обращения: 12.05.2017).
Однако темп изменений еще недостаточно высок, а глобальные выбросы парниковых газов растут в настоящее время примерно на 52 млрд т эквивалента CO2 в год <17>. Всемирный банк прогнозирует, что дефицит воды может привести к крайней социальной напряженности в некоторых регионах, таких как Ближний Восток и Сахель, где к 2050 г. экономические последствия нехватки воды могут поставить под угрозу 6% ВВП, а доступность воды в городах может снизиться на целых две трети в результате изменения климата и конкуренции со стороны производства энергии и сельского хозяйства <18>. Синергидное действие рисков, связанных с дефицитом воды, изменением климата, стихийными бедствиями и экстремальными погодными явлениями, многократно умножает факторы риска, особенно в сложных экологических и политических условиях мировой экономики.
--------------------------------
<17> Согласно данным Доклада о разрыве в уровне выбросов, подготовленного Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) за 2016 год, чтобы глобальное потепление не превышало 2 °C и ограничивало риск опасного изменения климата, мировому сообществу необходимо будет сократить выбросы с 40% до 70% к 2050 году и полностью исключить их к 2100 году. См. подробнее: http://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/10572/EGR_Executive_summary_RU.pdf?sequence=4&isAllowed=y.
<18> URL: http://www.worldbank.org/en/topic/water/overview (дата обращения: 12.05.2017).
В условиях развития рыночных отношений остро стоит задача определения соотношения охраны окружающей среды, рациональности использования природных ресурсов и целей, стоящих перед бизнесом и связанных с получением прибыли. Одновременное взаимодействие и противоборство экономики и экологии отражается на целях и уровне правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды, который в современных условиях становится признанным направлением экологической политики современного правового государства. Кроме того, важнейшими направлениями государственной экологической политики на данном этапе признаются:
- обеспечение формирования экологического мировоззрения населения <19>, включающего духовное и нравственное воспитание, образование, освоение мировых природоохранных стандартов взаимодействия в системе "природа - человек - общество";
--------------------------------
<19> Одной из важных задач на современном этапе является создание правовых условий для организации и развития системы эколого-правового просвещения, воспитания и образования, так как эколого-правовая культура общества в целом и человека в частности является одним из важных факторов, влияющих на механизм реализации экологических прав человека.
- конструктивное и эффективное взаимодействие общества, государства, граждан в области охраны окружающей среды;
- обеспечение внедрения экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов страны;
- разработка системы экологического правопорядка;
- превращение эколого-экономических факторов в неотъемлемый компонент управления экономическим и социальным развитием страны;
- реализация права человека на благоприятную окружающую среду.
Преодоление экологического кризиса сегодня - это стратегическая государственная задача, направленная на устранение влияния экологических угроз на здоровье человека с одновременным разумным, рациональным использованием природного капитала.
Содержание экологической политики Российской Федерации на сегодняшний день определяется рядом политико-правовых документов: Экологической доктриной Российской Федерации (устанавливает цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, предусматривает условия решения глобальных и региональных экологических проблем и регулирования глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества) <20>, Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и др. Однако реализуется экологическая политика преимущественно в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., где обозначены, в частности, следующие требующие своего решения значимые задачи:
--------------------------------
<20> Об Экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
- обеспечение экологически ориентированного роста экономики;
- внедрение экологически эффективных инновационных технологий и некоторые другие;
- для решения указанных выше задач предусмотрены новые механизмы, такие как:
- поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;
- установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки и т.д. <21>.
--------------------------------
<21> Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
Общей целью государства и общества, а также приоритетной составляющей будущего развития цивилизации и основой разрешения экологического кризиса в современном мире является обеспечение экологической безопасности.
В Российской Федерации целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата <22>.
--------------------------------
<22> Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии Экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года".
Решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться, в частности, по следующим приоритетным направлениям:
- совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности;
- внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;
- повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационно, химически и биологически опасных отходов;
- минимизация (снижение до установленных нормативов) рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- ликвидация негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности;
- активизация фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны окружающей среды и природопользования, включая экологически чистые технологии;
- развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;
- углубление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования с учетом защиты национальных интересов <23>.
--------------------------------
<23> Там же.
Следует отметить, что одним из векторов современной российской экологической политики и основой превентивных мер против принятия антиэкологических управленческих решений являются оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) любой хозяйственной деятельности или проекта и включающая ее экологическая экспертиза. Право призвано обеспечить компромисс между находящимися в постоянном противоборстве интересами экономики и экологии, способствуя на стадии экологической экспертизы нахождению продуманных, обоснованных и удовлетворяющих хозяйственную деятельность и социальные запросы граждан решения. ОВОС и экологическая экспертиза могут рассматриваться в качестве своеобразного аналога стратегической экологической оценки, получившей широкое распространение в Европе и имеющей значительные перспективы в деле реализации экологической политики. В России осуществляются попытки внедрения механизма стратегической экологической оценки с учетом международного и российского опыта, в частности планируется создание нормативной правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.
При решении социально-экономических задач должен обеспечиваться баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом, должны гарантироваться соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение <24>.
--------------------------------
<24> По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан": Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П // СПС "КонсультантПлюс".
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.
1. В свете современных кризисных явлений, конфликтных экологических ситуаций практически во всех областях жизнедеятельности, экономического развития, правовых институтов создание оптимального комплексного правового механизма регулирования экологических проблем на всех стадиях природопользования, включающих сочетание рационального использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, является главной целью экологической политики правового государства и основным вектором в направлении разрешения экологического кризиса в современном мире.
2. Правовое регулирование должно быть направлено в сторону усиления природоохранного фактора в рамках устойчивого развития как общества, так и государства; с этой целью необходимо обеспечить правовое регулирование и осуществление объективной и законной стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также необходимо сконцентрироваться на переходе от ограничений к поощрению рационального природопользования, внедрения инновационных и экологически чистых технологий, развития экологически безопасных производств на основе международных стандартов.
Литература
1. Боголюбов С.А. Суверенитет России на ее природные ресурсы // Lex russica. 2016. N 6. С. 10 - 25.
------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий