4. Система
экологического права
Система экологического права представляет собой
совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих отношения в
области охраны и использования окружающей среды. Под институтом
экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий
круг сходных общественных отношений.
Система экологического права как отрасли права делится на общую, особенную
и специальную части.
Общая часть в экологическом праве
является основополагающей, которая содержит наиболее важные положения,
определения и принципы и оказывает влияние на формирование состава
институтов Особенной части. В состав общей части входят следующие вопросы:
понятие, предмет, методы и принципы экологического
права;
полномочия органов государственной власти и
муниципальных органов в экологической сфере;
основы управления природопользованием, охраной
окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
экологические права и обязанности граждан и
общественных объединений;
право собственности на природные ресурсы;
право природопользования;
экономический механизм природопользования и
охраны окружающей среды;
оценка воздействия на окружающую среду и экологическая
экспертиза;
ответственность за совершение экологических
правонарушений и возмещение вреда, причиненного ими.
В свою очередь особенная
часть экологического права раскрывает содержание общественных
правоотношений, складывающихся применительно к конкретным объектам окружающей
среды. В ее состав входят вопросы:
использования и охраны
земель, недр, вод, лесов, животного мира, природных ресурсов континентального
шельфа и исключительной экономической зоны;
охраны атмосферного воздуха;
соблюдения режима особо охраняемых
природных территорий;
функционирования зон чрезвычайной экологической
ситуации и зон экологического бедствия.
В специальной
части экологического права рассматриваются вопросы
международно-правового сотрудничества и основы правового регулирования
экологических отношений в зарубежных странах.
5. Принципы экологического права.
Наукой экологического права к настоящему времени
выработаны определенные основополагающие понятия, смысловые установки которых
наполняют содержание экологических правоотношений, формируют поведение их
участников. Такие понятия носят название принципов.
Их принято делить на общие (законность, гласность и т.д.), характерные для
права в целом, и отраслевые (специальные) принципы, отражающие особенности
отраслевого правового регулирования.
Сформулированные в Законе «Об охране
окружающей среды» нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной
сфере. Они выражают сущность охраны окружающей среды, основу ее правового
регулирования и осуществления. Данные принципы должны соблюдаться всеми
субъектами, участвующими в отношениях по охране окружающей среды.
Так, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических
лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на
основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных
интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого
развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и
экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической
безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной
деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии
решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской
Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и
иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую
среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие
требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при
планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных
ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на
природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны
окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших
существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и
иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению
требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной
деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление
такой деятельности;
-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия
которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов,
которые могут привести к деградации естественных экологических систем,
изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других
организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям
окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии
окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их
прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей
среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и
формирование экологической культуры;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении
задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны
окружающей среды.
Принципы охраны и использования конкретных компонентов природной среды
закрепляются также в природоресурсном законодательстве.
Так, в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ закрепляются
следующие принципы земельного законодательства:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно
которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется
исходя из представлений о земле как о природном объекте экологических правоотношений, охраняемом в качестве важнейшей
составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства
производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления
хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и
одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных
прав на землю;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и
средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед
использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому
владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками
земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при
осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты
такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы
обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное)
воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
- участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных
организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому
граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и
религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений,
реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их
использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного
самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить
возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены
законодательством;
- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов,
согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты
следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных
федеральными законами;
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо
охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных
земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами,
земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых
объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо
охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке,
установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно
толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
- платность использования земли, согласно которому любое использование
земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому
правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий
и требованиями законодательства;
- разграничение государственной собственности на землю на собственность
Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и
собственность муниципальных образований, согласно которому правовые
основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в
соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться
природные, социальные, экономические и иные факторы;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно
которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах
всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное
владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения
действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства
в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип
государственного регулирования приватизации земли.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. N
200-ФЗ принципами лесного законодательства являются:
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия
лесов, повышение их потенциала;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в
интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а
также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
-обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования
лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение
продуктивности лесов;
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- участие граждан, общественных объединений в подготовке решений,
реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании,
охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской
Федерации порядке и формах;
- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и
здоровью человека;
- подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление
категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
- недопустимость использования лесов органами государственной власти,
органами местного самоуправления;
- платность использования лесов.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ
основными принципами водного законодательства являются:
- значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности
человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из
представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей
среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе
водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком
для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и
одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
- приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование
водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
- сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых
устанавливается федеральными законами;
- целевое использование водных объектов. Водные объекты могут
использоваться для одной или нескольких целей;
- приоритет использования водных объектов для целей питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии
достаточных водных ресурсов;
- участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся
прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.
Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке
решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их
использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность
такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством
Российской Федерации;
- равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования
водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным
законодательством;
- равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в
собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом
могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
- регулирование водных отношений в границах бассейновых округов
(бассейновый подход);
- регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима
водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других
особенностей;
- регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и
гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
- гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных
объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому
лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской
Федерации к категории ограниченного доступа;
- комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов
может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
- платность использования водных объектов. Пользование водными объектами
осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных
законодательством Российской Федерации;
- экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении
платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на
мероприятия по охране водных объектов;
- использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
для осуществления традиционного природопользования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий