Тема .Пересмотр в порядке надзора
вступивших в законную силу решений, определений и постановлений
1. Сущность
и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
2. Право на
обращение в Президиум ВС РФ.
Рассмотрение надзорных жалобы, представления с делом в Президиуме ВС РФ
Вопрос 1.Сущность и значение стадии
пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Налзорное производство является исключительной проверочной судебной
инстанцией, поскольку предметом его проверки выступают не законность и
обоснованность судебных актов, как это имеет место в судах апелляционной и кассационной
инстанции, а обстоятельства исключительного характера: нарушение
оспариваемым судебным актом прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и
международными формами права, нарушение публичных интересов, а также нарушение
нижестоящими судами единообразия в применении и толковании норм материального и
процессуального права. То есть специальным полномочием суда надзорной инстанции,
которым не обладают нижестоящие судебные инстанции, является обеспечение
единства судебной практики посредством выработки правовых позиций, закрепляемых
в постановлениях суда надзорной инстанции по конкретным делам.
Необходимость надзорного производства вызывается тем,
что суды первой, апелляционной, кассационной инстанций не всегда обеспечивают
правильное рассмотрение и разрешение дел и, как следствие, — защиту прав,
свобод и законных интересов граждан, организаций и других субъектов спорных
правоотношений, т. е. выполнение задач гражданского судопроизводства,
определенных ст. 2 ГПК. В связи с этим требуются дополнительные процессуальные
гарантии исправления допущенных ими нарушений и защиты прав, свобод и законных
интересов указанных лиц. Эти гарантии и должен обеспечивать Президиум ВС РФ.
Вопрос 2. Право на обращение в
Президиум ВС РФ. Рассмотрение надзорных
жалобы, представления с делом в Президиуме ВС РФ
Право надзорного
обжалования включает следующие
необходимые элементы: субъект, обладающий полномочиями на обжалование; объект
права обжалования; соблюдение сроков подачи надзорной жалобы, порядок
осуществления права надзорного обжалования.
Единственным судом надзорной инстанции
выступает Президиум Верховного Суда Российской Федерации, проверяющий
исчерпывающий перечень вступивших в законную силу судебных актов, который
указан в процессуальном законе:
1) вступившие в законную силу решения
верховных судов республик, краевых, областных и других приравненных к ним
судов, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в
Верховном Суде Российской Федерации;
2) вступившие в законную силу решения и
определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой
инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного
рассмотрения;
3) определения Апелляционной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации;
4) определения Судебной коллегии по
административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и
определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда
Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном, кассационном порядке.
При этом судебные акты мировых судей не
подлежат проверке в порядке надзора в силу незначительности категорий дел,
рассматриваемых мировыми судьями.
Сроки обращения. Судебные постановления,
согласно статьи 391.2
настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех
месяцев со дня их вступления в законную силу.
Срок подачи надзорных жалобы, представления,
пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть
восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению
заинтересованного лица.
Порядок судопроизводства в надзорной инстанции является двухступенчатым: сначала жалобу на
предмет соответствия формальным и содержательным требованиям проверяет
единолично судья Верховного Суда Российской Федерации, после чего при ее
соответствии законным требованиям надзорная жалоба, представление передаются в
Президиум Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения по существу.
Председатель Верховного Суда Российской
Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе
не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации,
указанным в части третьей настоящей статьи, и вынести определение об отказе в
восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о
его восстановлении.
В судебном заседании Президиума жалоба
рассматривается по имеющимся в деле материалам, лица, участвующие в деле и
явившиеся в суд, вправе дать устные объяснения по существу надзорной жалобы и
дела. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум
Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление, которое вступает
в законную силу со дня его принятия.
Надзорные жалоба, представление
рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца,
если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было
истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления
в Верховный Суд Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской
Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в
случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок
рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
По результатам изучения надзорных жалобы,
представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:об
отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном
заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют
основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом
надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных
постановлений остаются в суде надзорной инстанции; или о передаче надзорных жалобы, представления с
делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда
Российской Федерации.
Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде
Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и
не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня
истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
Судебные постановления,подлежат отмене или
изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного
Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное
постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные
публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению
на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче
надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании
Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Президиум Верховного Суда
Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о
передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном
заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных
жалобы, представления.
Постановление Президиума Верховного Суда
Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию
не подлежит.
При
рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской
Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального
права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах
доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум
Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных
жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации
не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой
они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не
обжалуются.
При
рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской
Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства,
которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной
инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или
иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом
рассмотрении дела.
3.
Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается
председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской
Федерации.
4.
Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона
являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Комментариев нет:
Отправить комментарий