понедельник, 13 мая 2024 г.

 

Тема .Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений, определений и постановлений

 

 

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

2. Право на обращение в Президиум ВС РФ.  Рассмотрение надзорных жалобы, представления с делом в Президиуме ВС РФ

 

Вопрос 1.Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

 

Налзорное производство является  исключительной проверочной судебной инстанцией, поскольку предметом его проверки выступают не законность и обоснованность судебных актов, как это имеет место в судах апелляционной и кассационной инстанции, а обстоятельства  исключительного характера: нарушение оспариваемым судебным актом прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными формами права, нарушение публичных интересов, а также нарушение нижестоящими судами единообразия в применении и толковании норм материального и процессуального права. То есть специальным полномочием суда надзорной инстанции, которым не обладают нижестоящие судебные инстанции, является обеспечение единства судебной практики посредством выработки правовых позиций, закрепляемых в постановлениях суда надзорной инстанции по конкретным делам.

 

Необходимость надзорного производства вызывается тем, что суды первой, апелляционной, кассационной инстанций не всегда обеспечивают правильное рассмотрение и разрешение дел и, как следствие, — защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других субъектов спорных правоотношений, т. е. выполнение задач гражданского судопроизводства, определенных ст. 2 ГПК. В связи с этим требуются дополнительные процессуальные гарантии исправления допущенных ими нарушений и защиты прав, свобод и законных интересов указанных лиц. Эти гарантии и должен обеспечивать Президиум ВС РФ.

 

 

 

Вопрос 2. Право на обращение в Президиум ВС РФ.  Рассмотрение надзорных жалобы, представления с делом в Президиуме ВС РФ

 

Право надзорного обжалования   включает следующие необходимые элементы: субъект, обладающий полномочиями на обжалование; объект права обжалования; соблюдение сроков подачи надзорной жалобы, порядок осуществления права надзорного обжалования.

Единственным судом надзорной инстанции выступает Президиум Верховного Суда Российской Федерации, проверяющий исчерпывающий перечень вступивших в законную силу судебных актов, который указан в процессуальном законе:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных и других приравненных к ним судов, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

3) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном, кассационном порядке.

При этом судебные акты мировых судей не подлежат проверке в порядке надзора в силу незначительности категорий дел, рассматриваемых мировыми судьями.

 

Сроки обращения. Судебные постановления,  согласно статьи 391.2 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению заинтересованного лица.

 

Порядок судопроизводства в  надзорной инстанции является двухступенчатым: сначала жалобу на предмет соответствия формальным и содержательным требованиям проверяет единолично судья Верховного Суда Российской Федерации, после чего при ее соответствии законным требованиям надзорная жалоба, представление передаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения по существу.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

 

В судебном заседании Президиума жалоба рассматривается по имеющимся в деле материалам, лица, участвующие в деле и явившиеся в суд, вправе дать устные объяснения по существу надзорной жалобы и дела. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление, которое вступает в законную силу со дня его принятия.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

 

 

 

 

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции; или  о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

 

Судебные постановления,подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

 

            Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

 

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий