понедельник, 16 ноября 2020 г.

Материалы для подготовки к занятию для студентов ПИВЮ

 

Тема 7

Правовой режим отдельных природных  ресурсов

 

1.    Особенности правового режима использования и охраны водных объектов.
2.       Особенности правового режима использования и охраны лесов.
3.      Особенности правового режима использования и охраны земель.


1. Особенности правового режима использования и охраны водных объектов.

Водное законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ,  «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., «О безопасности гидротехнических сооружений» 1997 г., «Об охране озера Байкал» 1999 г., закон Республики Дагестан «О регулировании водных отношений в Республике Дагестан» от 01.11.2007 № 52; закон Республики Дагестан «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Республики Дагестан» от 02.02.2012 г. № 7 и др.

Согласно статье 1 ВК РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеются характерные формы и признаки водного режима. 

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, 
физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

- поверхностные водные объекты;

- подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

К подземным водным объектам относятся:

- бассейны подземных вод;

- водоносные горизонты.

Водное законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты.  В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.

 Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование различаются:

1) общее водопользование;

2) совместное водопользование;

3) обособленное водопользование.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Совместное водопользование предполагает пользование водным объектом различными лицами для различных целей.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства). 

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

- водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

- водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

- водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Водные объекты предоставляются   в пользование  на основании договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование.

На ос­но­вании ч. 1 ст. 11 ВК РФ до­говор во­дополь­зо­вания мо­жет быть зак­лю­чен толь­ко в трех слу­ча­ях:

1) за­бора (изъ­ятия) вод­ных ре­сур­сов из по­вер­хностных вод­ных объ­ек­тов;

2) ис­поль­зо­вания ак­ва­тории вод­ных объ­ек­тов, в том чис­ле для рек­ре­аци­он­ных це­лей;

3) ис­поль­зо­вания вод­ных объ­ек­тов без за­бора (изъ­ятия) вод­ных ре­сур­сов для це­лей про­из­водс­тва элек­три­чес­кой энер­гии.

Вод­ный объ­ект пре­дос­тавля­ет­ся в поль­зо­вание на ос­но­вании ре­шения о пре­дос­тавле­нии вод­но­го объ­ек­та в поль­зо­вание для сле­ду­ющих це­лей (ч. 2 ст. 11 ВК РФ):

– обес­пе­чения обо­роны стра­ны и бе­зопас­ности го­сударс­тва;

– сбро­са сточ­ных, в том чис­ле дре­наж­ных, вод;

– ор­га­низо­ван­но­го от­ды­ха де­тей, а так­же ор­га­низо­ван­но­го от­ды­ха ве­тера­нов, граж­дан по­жило­го воз­раста, ин­ва­лидов;

– раз­ведки и до­бычи по­лез­ных ис­ко­па­емых и т. д.

 

2. Особенности правового режима использования и охраны лесов

 

Лесное законодательство  основывается на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4)обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

6) обеспечение охраны и защиты лесов;

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

 Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Объектами лесных отношений выступаю лес и лесной участок.

Согласно действующему ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 ЛК РФ).

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и  Лесного Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При этом к защитным относятся, например городские леса, которые, несмотря на то, что относятся к землям населенных пунктов  должны охраняться в соответствии с нормами ЛК РФ о защитных лесах.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

 Использование лесов может быть следующих видов:

1.       заготовка древесины;

2.       заготовка живицы;

3.       заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4.       заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5.       осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6.       ведение сельского хозяйства;

7.       осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8.       осуществление рекреационной деятельности;

9.       создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10.  выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

11.  выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

12.  выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

13.  строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

14.  строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

15.  переработка древесины и иных лесных ресурсов;

16.  осуществление религиозной деятельности.

 

 Управление в области использования и охраны лесов. 

 В числе основных функций управления в сфере использования и охраны земель можно выделить:

1)      Лесоустройство, включающее  в себя:

·          проектирование лесничеств и лесопарков;

·          проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

·          проектирование лесных участков;

·          закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

·          таксацию лесов;

·          проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.  

 2) Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, которое направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.  

3) Государственный лесной реестр и государственный кадастровый учет лесных участков.

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

·          о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

·          о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

·          о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

·          об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

·          о лесных участках;

·          о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

·          об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;

·          о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.  

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (статья 92 ЛК РФ).

4) Лесной контроль и надзор.

 Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ЛК РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований  лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.   

 

3. Правовое регулирование земельных отношений.
Термин «земля» имеет различные значения: планета, поверхность, почва, грунт, местность, территория; объект собственности, пользования, аренды; составная часть окружающей природной среды. В юридическом значении земля – это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. 
Функции земли: 
– экологическая – обеспечение взаимосвязи неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую; 
– экономическая – средство производства в сельском и лесном хозяйстве, базис для строительства зданий и сооружений; 
– культурно-оздоровительная – пространство для размещения культурных и оздоровительных учреждений, источник лечебных свойств.
Земельное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
 
 

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из  Земельного Кодекса, федеральных законов: "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" "О мелиорации земель", "О государственной регистрации недвижимости", "О кадастровой деятельности" и др. 

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

1 комментарий: