Правовые основы
управления природопользованием и охраной окружающей среды
1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
2. Функции управления природопользованием и охраной окружающей
среды.
3. Система органов государственного управления в сфере природопользования и
охраны окружающей среды.
4. Понятие экологического
мониторинга
1. Понятие
и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Бринчук М.М. определяет управление природопользованием и
охраной окружающей среды как
совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных
на исполнение требований экологического законодательства.
По Боголюбову С.А. экологического управления представляет собой совокупность органов и способов
осуществления охраны окружающей среды в РФ.
Управление природопользованием
и охраной окружающей среды можно определить как совокупность
компетенций уполномоченных органов и их должностных лиц в сфере рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Целью управления является обеспечение соблюдение требований экологического законодательства.
В зависимости от статуса осуществляющих управление в сфере
природопользования субъектов, М.М. Бринчук выделяет несколько его
видов. Это государственное, ведомственное (отраслевое), производственное,
общественное и муниципальное управление. Каждому виду свойственны специфические
методы, способы и задачи.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной
окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами,
федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если
такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на
окружающую среду.
Общественное управление природопользованием и охраной
окружающей среды осуществляется
общественными формированиями и гражданами. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются
участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых
хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на
окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной
экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Производственное управление
осуществляется в рамках определенного предприятия или организации по соблюдению
экологических нормативов и требований экологического законодательства.
Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с
учетом его специфики.
Муниципальное управление
природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных
экологических проблем и осуществляется исполнительно-распорядительными
органами местного самоуправления на всей территории России.
К ведению местного самоуправления относятся:
-
владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в
муниципальной собственности;
-
обеспечение санитарного благополучия населения;
-регулирование
планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- контроль за использованием земель
на территории муниципального образования;
-
регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства
подземных сооружений местного значения;
-
благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
-
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
-
организация и содержание муниципальной информационной службы.
Государственное управление в области
природопользования и охраны окружающей среды означает реализацию всеми
уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции
экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим
законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном
порядке.
2. Функции
государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Функция управления - это постоянное направление
деятельности по обеспечению эффективной охраны окружающей среды и рационального
природопользования.
Социальные, экономические, экологические и научно
технические требования, которые предъявляются к организации охраны окружающей
среды, определяют содержание функций управления.
К числу функций управления относятся:
- подзаконное нормотворчество;
- создание системы органов управления в сфере
взаимодействия общества и природы;
- координация деятельности по управлению
природопользованием и охраной окружающей среды;
- экологическое планирование;
- экологическое нормирование;
- экотехническая регламентация;
- экологическая стандартизация;
- оценка воздействия намечаемой деятельности на
окружающую среду;
- государственная экологическая экспертиза;
- лицензирование
в сфере охраны окружающей среды;
- экологическая сертификация;
- экологический аудит;
-экологический мониторинг (информационная
система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды,
созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне
природных процессов);
- учет
состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в
целом, а также вредных воздействий;
- экологическое воспитание и образование;
- проведение научных исследований по вопросам
окружающей среды;
- экологический контроль.
3. Система
органов государственного управления в сфере природопользования и охраны
окружающей среды.
Система органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей
среды представляет собой совокупность органов, наделенных конкретной
компетенцией для осуществления основных управленческих функций.
Органы
государственного управления природопользования и охраны окружающей
среды в зависимости от их компетенции можно
подразделить на органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу
того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не
является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов
распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и
организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего
управления и, в-третьих, они осуществляют деятельность по охране окружающей
среды наряду с решением других задач,
отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к экологии, -
развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение,
образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
Компетенция органов этой подсистемы определена в
Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и
специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о
полномочиях соответствующих субъектов.
К органам общей компетенции относятся Президент
РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы
местного самоуправления. Эти органы
определяют основные направления природоохранной политики, утверждают
экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность,
устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д.
Природоохранительная деятельность
Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К
важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных
Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и
внешней экологической политики государства; издание нормативных правовых актов
в данной области; организацию системы федеральных органов исполнительной власти
в РФ; гарантии соблюдения экологических прав граждан; обеспечение
согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти
в области экологического управления. в области
природопользования и охраны окружающей среды.
Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций)
субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны
окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ (ст. 114 К РФ), Федеральный конституционный
закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам
природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами
специального характера - федеральными и региональными законами, указами
Президента РФ и др.
К специализированным относятся органы,
созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и
природы. На специализированные
органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее
ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой,
лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д. В
настоящее время специально уполномоченные государственные органы в
области природопользования и охраны окружающей среды включают:
· федеральные
министерства;
· федеральные
агентства;
· федеральные
службы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных
органов исполнительной власти» в настоящее время специально
уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:
1. Министерство природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
· Федеральная
служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (дагестанский
республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды)
· Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования (Управление
Росприроднадзора по РД)
· Федеральное
агентство водных ресурсов (западно-каспийское бассейновое водное управление
федерального агентства водных ресурсов)
· федеральное
агентство по недропользованию.( управление по
недропользованию по республике дагестан)
· Федеральное
агентство лесного хозяйства (комитет по лесному хозяйству республики дагестан)
2. Министерство сельского
хозяйства РФ
· Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(управление)
· Федеральное агентство по рыболовству (Западно-Каспийское
территориальное управление росрыболовства)
()
3. Министерство экономического
развития РФ
· Федеральная
служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление
росеерестра по республике Дагестан )
· Федеральное
агентство по управлению государственным имуществом (территрориальное управление
росимуществом по РД) Министерство по земельным и имущественным отношениям по рд
4. Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору.(Ростехнадзор по РД.)
4.
Понятие
государственного мониторинга окружающей среды содержится в ст. 1
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(далее - Закон об охране окружающей среды) и определяется как "система
комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов
природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами,
явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды" [2].
В
статьях 63,
63.1
и 63.2
Закона об охране окружающей среды определяются порядок осуществления
государственного мониторинга окружающей среды, система государственного
экологического мониторинга и система органов, осуществляющих его,
государственный фонд данных мониторинга окружающей среды. Согласно Закону
об охране окружающей среды система государственного мониторинга окружающей
среды включает в себя подсистемы мониторинга состояния и загрязнения окружающей
среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки, земель, объектов
животного мира, лесов, недр, водных объектов, водных биологических ресурсов,
внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа, уникальной экологической системы озера Байкал,
охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В
развитие норм Закона
об охране окружающей среды в 2012 году были приняты Основы
государственной политики в области экологического развития Российской Федерации
на период до 2030 года [3],
а в 2013 году - Положение
о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге
окружающей среды) и государственном фонде данных государственного
экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) [4].
Этими
нормативными документами усовершенствован порядок организации и
функционирования системы государственного экологического мониторинга, а также
порядок создания и эксплуатации фонда данных государственного экологического
мониторинга на уровне Российской Федерации и ее субъектов.
Одним
из таких субъектов Российской Федерации является Республика Дагестан.
Республика обладает сложной отраслевой экономической структурой, основу которой
составляют агропромышленный комплекс, нефтегазовая отрасль,
курортно-рекреационный комплекс. Природа республики богата и разнообразна:
уникальная растительность и животный мир горных территорий сочетаются с
разнообразием биоресурсов Каспийского моря и дагестанских рек.
Сохранение
этих природных богатств и охрана окружающей среды Дагестана невозможны без
проведения систематического контроля их состояния, оценки ситуации и
прогнозирования изменений.
Для
реализации указанных направлений деятельности разработана республиканская
целевая программа "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике
Дагестан на 2013 - 2018 годы" (далее - программа охраны окружающей среды) [1].
Основными
направлениями программы охраны окружающей среды являются:
-
создание единой современной государственной системы экологического мониторинга
(мониторинга окружающей среды);
-
сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем,
объектов животного и растительного мира;
-
защита социальных, экономических и экологических интересов населения,
эффективное управление государственным фондом недр, обеспечивающее
удовлетворение среднесрочных потребностей экономики Республики Дагестан в
топливно-энергетическом и строительном сырье, ликвидных твердых нерудных
полезных ископаемых и качественных питьевых подземных водах;
-
создание единой системы непрерывного экологического образования и воспитания,
осознанного и ответственного отношения к окружающей среде.
Государственный
мониторинг окружающей среды в республике осуществляется органами исполнительной
власти, наделенными соответствующей компетенцией и функционирующими на разных
уровнях: это территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
по республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования, территориальное управление Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление по
недропользованию, Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды Росгидромета) и орган исполнительной власти Республики
Дагестан - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
Министерство
природных ресурсов и экологии Республики Дагестан осуществляет управление,
регулирование и контроль в сфере государственного мониторинга окружающей среды,
государственный мониторинг окружающей среды, оценку и прогнозирование ее
состояния и использования природных ресурсов, в установленном порядке проводит
координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной
системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных
ресурсов на территории Республики Дагестан.
Согласно
программе охраны окружающей среды должны быть разработаны четкая
организационная структура и нормативное обеспечение управления республиканской
системой экологического мониторинга, создана единая система управления
информационными ресурсами.
Однако
законодательное регулирование полномочий органов государственной власти в сфере
осуществления мониторинга окружающей среды в настоящее время все еще не
эффективно. Единый нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление и
организацию мониторинга окружающей среды, отсутствует. Не отличается
совершенством процесс разграничения предметов ведения и полномочий как между
федеральными органами исполнительной власти, так и между федеральными органами
исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере государственного мониторинга окружающей среды. Уполномоченные
государственные органы и службы мониторинга окружающей среды республики
разобщены и ориентированы лишь на проведение наблюдения и оценку состояния
отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов.
Все
это свидетельствует о необходимости разработки нормативного правового акта,
регулирующего организацию и проведение мониторинга окружающей среды на уровне
Республики Дагестан. Кроме того, механизм организации и проведения мониторинга
окружающей среды не будет эффективным без четкой координации действий органов
государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их
объединений. Все мероприятия в рамках государственного мониторинга окружающей
среды, формирования системы органов исполнительной власти в сфере
государственного мониторинга окружающей среды как на федеральном, так и
региональном и муниципальном уровнях должны проводиться с учетом конкретной
экологической ситуации и объективных потребностей в установлении
координационных отношений между уполномоченными природоохранными субъектами
разных уровней государственной власти.
Спасибо! Материал изучен) Хизриева Заира 4к ПИЮ
ОтветитьУдалить