Тема 5. Правовые основы управления природопользованием иохраной окружающей среды
1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
2. Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.
3. Система органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
4. Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охрана окружающей среды.
ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО 3 ВОПРОСУ
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под управлением природопользованием и охраной окружающей среды?
2. Перечислите функции управления природопользованием и охраной окружающей среды?
3. Что вы понимаете под экологическим мониторингом?
4. Раскройте сущность государственного экологического управления?
5. Охарактеризуйте муниципальное экологическое управление?
6. Что вы понимаете под производственным экологическим управлением?
7. Каковы отличия между производственным и общественным экологическим управлением?
8. Правительство как орган управления природопользованием и охраны окружающей среды?
9. Какова система специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды?
10. Назовите органы управления в области природопользования и охраны окружающей среды РД.
11. Назовите полномочия основных специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды?
Примерный перечень тем рефератов:
1. Полномочия федеральных государственных органов в сфере экологического управления.
3. Становление и развитие системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды.
4. Правовые проблемы разграничения полномочий в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
5. Организация экологического управления в РД.
6. Участие общественных объединений и граждан Российской Федерации в экологическом управлении.
7.Особенности управления охраной окружающей среды и природопользованием на территории муниципального образования.
Функции государственного управления.
Нормативные правовые акты и литература:
I
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.
2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.133.
3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ.29.10.2001. N 44. ст. 4147.
4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ// Российская газета, N 121, 08.06.2006.
5. Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04 декабря 2006 г . // Российская газета. 2006. 08 декабря.
6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 14.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
8. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724// Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
9. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05. 2012 г. № 636 // Собрание законодательства РФ. 28.05.2012. N 2. ст. 2754.
10. О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации: Указ президента РФ от 27.06. 2012 № 906// Собрание законодательства РФ.02.07.2012.N 27. ст. 3683.
11. О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды): Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.08.2013 г. № 33. ст. 4383.
12. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 // Российская газета. N 150. 15.07.2004.
13. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3347
14. Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3348
15. О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581
II
Нормативные правовые акты Республики Дагестан
1. Конституция Республики Дагестан от 26.07.2003 // СЗ РД. 31.07.2003. N 7. ст. 503.
2. О местном самоуправлении в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 № 43 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.12.2004. N 12 (I). ст. 988.
3. О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан: Указ Президента РД от 13.09.2013 N 257 // Собрание законодательства Республики Дагестан, 13.09.2013, N 17, ст. 1087.
теряет юридическую силу?
Задачи:
Задача № 1
Прокурор г. Махачкалы обратился в суд с иском о приостановлении деятельности АЗС на том основании, что она сооружена вблизи источника питьевого водоснабжения. Притом ее строительство не проходило государственной экологической экспертизы. Под проектом и актом принятия АЗС в эксплуатацию стояли лишь подписи санитарного врача, председателя местного органа по охране окружающей среды и ряда других должностных лиц.
Суд признал, что подписи указанных лиц не заменяют заключения государственной экспертизы и принял решение о приостановлении деятельности АЗС до проектирования и сдачи в эксплуатацию очистных сооружений, гарантирующих экологически безопасную работу АЗС.
Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?
Каким документом оформляются выводы государственной экологической экспертизы, кем они подписываются и утверждаются?
Правильно ли поступил суд, приостановив деятельность АЗС «до проектирования и сдачи в эксплуатацию очистных сооружений», а не до получения положительного заключения экспертизы, и какой правовой нормой он руководствовался?
Задача № 2
Советский районный суд, рассмотрев иск Л.В. Смолкиной, В.Ф. Магомедова и других граждан (всего 10) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и ОАО Завод «Росконтакт» о признании незаконным заключения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по ТЭО на строительство цеха, установил, что документация на ГЭЭ была представлена не в полном объеме. С учетом изложенного районный суд удовлетворил исковые требования граждан и признал выводы ГЭЭ недействительными.
Что означает «документация на ГЭЭ представлена не в полном объеме»?
Каково соотношение ОВОС и ГЭЭ?
Задача № 3
Акционерное общество «Победа» обратилось в Арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Росприроднадзора о возмещении убытков в виде расходов на проведение экологической экспертизы, расходов на восстановление своих нарушенных прав и упущенной выгоды.
В обоснование заявленных требований истец указал, что построенный им объект был введен в эксплуатацию со значительным опозданием по причине утверждения отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, которое впоследствии было признано судом недействительным. Истец также полагал, что принятие незаконного заключения государственной экологической экспертизы явилось следствием преобладания в составе экспертной комиссии штатных экспертов, квалификация которых была недостаточной.
Какое решение, по Вашему мнению, должен вынести суд? В каком порядке формируется персональный состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы?
Задача № 4
Территориальным органом Росприроднадзора проводилась проверка соблюдения предприятиями и организациями города законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки одного из офисных центров было выявлено, что государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство здания не проводилась. Природоохранный орган вынес решение о приостановлении деятельности организации по эксплуатации здания до проведения государственной экологической экспертизы. Считая указанное решение незаконным, организация обратилась с жалобой в суд.
Каково назначение экологической экспертизы в механизме охраны окружающей природной среды? Правомерны ли действия территориального органа Росприроднадзора?
Решите дело.
Задача № 5
Подразделение Росприроднадзора г.Махачкалы назначило экологическую экспертизу проекта нефтеперерабатывающего комплекса. Участок, определенный под предполагаемое строительство, находился в двух километрах от границ жилого массива. Инициатором строительства на экспертизу была представлена обосновывающая документация, разработанная с учетом требований по оценке воздействия на окружающую среду, после чего экспертная комиссия приступила к рассмотрению данного проекта.
Одновременно одна из общественных экологических организаций города обратилась в Управление Росприроднадзора по РД с требованием о том, что население микрорайонов, попадающих в зону воздействия комбината, никаким образом не было информировано о предполагаемом строительстве, и представители общественности города не привлекались к обсуждению самого проекта и предполагаемого воздействия на окружающую среду в случае его осуществления.
Насколько обоснованными являются претензии общественной экологической организации? Имеет ли место нарушение экологического законодательства?
Какие формы участия общественности предусмотрены действующим законодательством в процессе принятия решений о размещении предприятий и иных объектов?
Комментариев нет:
Отправить комментарий